Формирование двигательных навыков детей дошкольного возраста. Стадии и закономерности

Дети делают упражнение на траве

Для детей дошкольного возраста главной и существенной задачей их воспитания является формирование двигательных умений и навыков.

Сильная лабильность, податливость и гибкость нервной системы дошкольника способствует довольно быстрому и более качественному усвоению сложных упражнений.

В течение всего своего существования человек приобретает новые умения и навыки. Процесс их формирования создает новые, условно-рефлекторные, с признаком устойчивости, связи. Они отличаются друг от друга способами осознанности — активным управлением со стороны человека и степенью освоенности действия.

В моторных умениях чрезвычайно активна роль мышления человека, причем при этом отсутствует автоматичность, скорость выполнения невысокая, результаты нестабильны, сознание ребенка перегружено контролированием каждого элемента.

При необходимости получения более совершенной техники производится многократное повторение, уточнение и оттачивание движения и, вследствие этого, умения переходят в навыки.

Навык в этом случае определяется соответствующей степенью контролирования процесса, при котором управление элементами происходит «на автомате», при почти полном отсутствии вмешательства со стороны сознания. Про такое управление движениями говорят — «руки помнят» или «тело помнит».

Сознание при навыке направлено, в основном, на основные компоненты процесса: получение информации извне — восприятие изменяющейся обстановки и осознание окончательного результата, оказывается возможным брать под сознательный контроль мельчайшие детали действия, если в этом есть соответствующая необходимость.

Развитие теорий и практик физического воспитания ребенка младшего возраста отражено в работах А. И. Быковой, Н. А. Метлова, Л. И. Михайловой, М. М. Конторович, в которых представлены методики по физическому воспитанию, разработаны учебные материалы и практики для организации групповых подвижных игр дошкольников.

Следует особо обратить внимание, что младший возраст — это главный период в становлении личности и наиболее удачное время для того, чтобы формировать основы физического воспитания человека.

Стадии формирования двигательных навыков

Одной из основ физического воспитания является накопление и усвоение навыков. Для решения этой проблемы необходимо учитывать закономерности проявления, а затем и формирования основных двигательных умений. Быстрота и прочность их формирования зависят от многих условий: развития врожденных способностей занимающегося, наличия приобретенных ранее умений, координационной сложности упражнения, правильного подбора методики обучения, профессионального мастерства преподавателя, уровня мотивации и активности обучающегося, установления положительных эмоций при изучении.

Согласно последним данным (Бернштейн Н. А., Анохин П. К., Крестовников А. Н.) выделяется три этапа образования условных рефлексов в ответ на системное повторение условных раздражителей, программирующих выполнение определенных техник автоматически, без напряжения сознания.

  • 1 стадия — формирование первоначального умения — иррадиация.

    Отмечается как короткий этап, в котором дошкольник знакомится с новыми упражнениями. Характеризуется процессом иррадиации возбуждения и слабым процессом внутреннего торможения в головном мозге. При этом, малыш неуверен, делает много лишних действий, неточно их воспроизводит, у него присутствует напряженность мышц.

  • 2 стадия — формирование двигательного умения — специализация.

    Отмечается большей продолжительностью по времени. Для него характерна повторяемость упражнений, при которой повышается правильность исполнения элемента. Процессы широкого распространения возбуждения сменяются процессами концентрации, которые ограничивают очаги возбуждения только в зоне нахождения основного стимула. В результате наступает корректировка, уточнение условного рефлекса. Дошкольник проявляет большую заинтересованность в выполнении задания. В коре головного мозга формируется комплексная конструкция из временных связей — так называемый динамический стереотип.

  • 3 стадия — стабилизация опыта управления движениями — укрепление динамического стереотипа.

    Действия ребенка становятся решительными и экономичными, выполняются свободно и точно. Наблюдается явно выраженная слитность элементов, а также сокращение времени на выполнение общего действия. Выработанное умение может творчески применяться детьми в спровоцированных реальных игровых и бытовых ситуациях, появляются дополнительные реакции на различные особенности техники движения.

Роль сознания и эмоций при обучении движениям

Заинтересованность в разучивании двигательных упражнений, игровая форма вызывает прилив эмоций. Повышается внимание, малыш стремится выполнить задание как можно лучше, добиться идеального качества исполнения. Все это говорит об осознании человеком задачи и стремлении успешно ее выполнить.

Поскольку обучение потребует физических, интеллектуальных и волевых усилий важно создать спокойное, эмоционально ровное психологическое состояние дошкольника, без посторонних раздражителей, чтобы ничего не мешало во время освоения элементов. Необходимо также учитывать особенность нервной системы маленького человека, которые в дальнейшем оказывают влияние на скорость усвоения материала, на ресурсы внутренней моторики.

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков

Музыка — наиболее подверженный эмоциям вид искусства, который продуктивно воспитывает детей, развивает чувство ритма, музыкальный слух, повышает психоэмоциональное состояние, подчеркивает выразительность движений при выполнении задания.

Любая задача физического воспитания требует многократного повторения вырабатываемых элементов для образования динамических стереотипов. У детей-дошкольников, в соответствии с возрастом, наблюдается недостаточность внимания, отсутствие усидчивости и выдержки, в этом случае музыка проявляется как эмоциональный и положительный способ удержания внимания при исполнении упражнений. Ритмические действия под музыкальное сопровождение могут выполняться легко, весело и не утомлять ребенка достаточно длительное время. Кроме того, мелодия подсказывает последовательность и характер включенных элементов.

Таким образом, роль ритма и мелодии в обучении чрезвычайно важна и разнообразна. С помощью музыки определяются приемы, которые создают базис физического воспитания детей, с помощью ритмических согласований с музыкой уточняются и фиксируются полученные умения. Музыка превращает скучные уроки в эмоционально насыщенные праздники-пятиминутки в жизни дошкольников.

Процесс обучения двигательным навыкам на различных этапах формирования

Учитывая вышеприведенные закономерности можно определить практики и задачи освоения материала на каждом из этапов:

1. Начальное разучивание

Преподавателем устанавливаются задачи: ознакомление с новым движением, предоставление информации об упражнении в целом, попытка начала разучивания в общих чертах.

Главное — заинтересовать ребенка, побудить его к выполнению задания. Для этого, в замедленном темпе производится показ упражнения с четким и громким разъяснением последовательности элементов. Затем дети самостоятельно повторяют элементы по указанию воспитателя, а взрослый наблюдает как дети усвоили задание и, при необходимости, корректирует.

Надо отметить, что начальная фаза разучивания является наиболее трудной в формировании навыка, поэтому следует четко формулировать задание, чтобы сделать его более доступным для ребенка, не допускать длительных перерывов в изучении и делать частоту повторений движения максимально допустимой (9-12 раз).

Массовый характер на данном этапе имеют следующие ошибки со стороны ребенка: лишние, суетливые движения; искажение элементов по направлению и высоте исполнения, скованность.

Не следует сразу пытаться исправить все ошибки, это нужно делать последовательно, по мере их значимости.

2. Углубленное разучивание

Эта стадия необходима для совершенствования правильности исполнения, исправления имеющихся технических ошибок, выработки последовательного механизма выполнения в целом.

Работа воспитателя должна быть направлена на актуализацию (воспроизведение из памяти) ресурсов внутренней моторики, созданных в предварительном разучивании и имеющих отношение к данной двигательной задаче. Благодаря указаниям педагога, которые в данном случае носят характер тормозного раздражителя, все мешающее в изучении действия затормаживается и отпадает.

Постепенно моторная память заполняется отлаженными элементами двигательных программ, что создаёт предпосылку для автоматизации управления движениями.

Педагог на этой фазе обучения обращает внимание на правильность исполнения, поощряет или наоборот концентрируется на ошибках. Воспитатель должен работать с каждым ребенком индивидуально, привлекать к показу детей, уже хорошо понимающих разучиваемое действие.

Все это активизирует процесс обучения. Интенсивность и число повторений возрастает в зависимости от главного критерия дозирования — отсутствия ошибок.

3. Закрепление и совершенствование

Цель данной практики — переформировать умение в навык. Данной стадии изучения соответствуют следующие задачи: закрепление и совершенствование приобретенного умения, побуждение детей к самостоятельному выполнению движения, применения сформированных установок в реальных обстоятельствах.

Ребенок уже вполне определенно воспринимает задание, его действия осознанны. Элементы выполняются автоматически, четко, уверенно, дети стремятся к более качественному и выразительному исполнению задания. Воспитателю достаточно дать только словесное краткое название приема и у детей сразу же в памяти воспроизводится последовательность выполнения.

Если движение недостаточно разучено, не следует включать его в игру или соревнования, потому что дети будут выполнять его торопясь, не обращая внимания на технику исполнения и в результате действие будет выполнено неправильно.

Малыш показывает готовность к самостоятельному использованию выученного действия, он может придумать на его основе собственное оригинальное упражнение или объединить ранее выученные умения, внести в них небольшие изменения, т. е. проявить творчество.

На заключительном этапе тренировки достигается стабилизация двигательного навыка, вырабатывается его устойчивость к внешним влияниям.

Необходимо заострять внимание на технике выполнения физических упражнений, увеличивать количество различных умений и совершенствовать их на следующих этапах жизни ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *